Здоровьесберегающие методики

Каждая минута жизни ребёнка в детском саду работает на укрепление его здоровья. Организация пребывания детей в нашем ДОУ очень продумана и насыщена.

Работа по оздоровлению детей проводится круглый год.

В зимний период на территории ДОУ заливается каток, разработан план работы.

Выполняя Федеральные государственные образовательные стандарты (гендерный подход), руководитель по физическому воспитанию обучает девочек катанию на коньках, а мальчиков элементам хоккея. Дети с интересом учатся держать клюшку, вести шайбу, забивать голы.

Особое внимание уделяется лыжной подготовке дошкольников. Начиная с младшего дошкольного возраста, дети овладевают новым видом движения - ходьбой на лыжах. Оптимизировать этот процесс помогает составленная в ДОУ методическая разработка по лыжной подготовке в детском саду, включающая в себя планы занятий, начиная с 3-4 летнего возраста. При соблюдении системы обучения маленькие дети успешно осваивают способы ходьбы на лыжах, отмечено положительное влияние этого вида деятельности на здоровье детей.

Лыжная подготовкаС младшего возраста начинается обучение детей катанию на санках.

Целенаправленная систематическая работа по оздоровлению проводится в летний оздоровительный период. Совместно с инструкторами областного врачебно-физкультурного диспансера составлена система оздоровительных мероприятий с дошкольниками, разработано календарно-тематическое планирование по использованию здоровьесберегающих технологий в режиме дня.

На берегу реки создан аэросолярий. Летом дети под наблюдением врача принимают солнечные и воздушные ванны, проводят сухой массаж, дети купаются, всё это способствует оздоровлению детского организма.

Одной  из эффективных форм здоровьесберегающих технологий является иппотерапия - оздоровительное воздействие верховой езды на организм ребёнка. С 2008 года, на основании договора с ЗАО «Кудашевский конезавод»  проводятся курсовые оздоровительные занятия. Дети, посещающие занятия по иппотерапии, стали более спокойными, уравновешенными, у них улучшилась осанка, мышечный тонус.

ИппотерапияПедагоги ДОУ используют в своей работе авторскую программу Алямовской В.Г. «Как воспитать здорового ребёнка» и региональную программу Орловой М.М. «Основы здорового образа жизни». По этим программам разработано перспективное планирование на весь учебный год, где отражается основное направление - воспитания здорового ребёнка. Дети получают знания, умения, навыки по формированию здорового образа жизни. В практику ДОУ прочно вошли занятия по здоровому образу жизни, которые проводит медицинская сестра.

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Для реализации этой задачи используется программа развития и воспитания детей: «Основы безопасности детей дошкольного возраста Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности определили следующие цели:

  • формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
  • воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать.

В работу по ОБЖ педагоги включили целый комплекс задач:

  • знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
  • развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
  • воспитание грамотного участника дорожного движения;
  • воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

На территории детского сада создана экологическая тропа, разработан паспорт экологической тропы, составлена карта-схема с указанием изучаемых объектов, где проводятся круглый год занятия по разработанной методике. Проводимая работа способствует воспитанию любви к природе её сохранению, укреплению здоровья детей и формированию ответственности в деле сохранения и укрепления собственного здоровья.

песочный дворикТак же в целях укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении активно функционирует «Тропа здоровья» с массажными дорожками, "песочным двориком", которая широко используется в летний период для хождения босиком, что способствует нормализации функционального состояния организма ребёнка и является эффективным средством оздоровления и закаливания. 

Инновационным направлением в физкультурно-оздоровительной работе детского сада является деятельность физкультурно-оздоровительного клуба «Здоровячок», руководителем которого является руководитель физического воспитания Н.В. Наумова. Занятия этого клуба эффективно влияют на общее состояние здоровья, уровень физического развития, общий психоэмоциональный фон детей. Занятия в клубе являются хорошей базой для совершенствования знаний и умений по нормативам ГТО. 

ЗдоровячокВоспитатель Топырина Л.Ф. организовала работу по ведению дневника «Дневничок-Здоровячок»- это совместная работа воспитателя, родителей и детей по здоровому образу жизни.

Одним из главных компонентов образовательного процесса и условий формирования здоровьесберегающей среды в ДОУ является социальное окружение. В целях оптимизации социального партнёрства организовано сотрудничество детского сада со школой, библиотекой, куда воспитанников ДОУ педагоги водят на экскурсии, просмотры театрализованных представлений, тематические беседы.

Всё это способствует всестороннему развитию личности ребёнка, охране и укреплению здоровья детей, формированию привычки к здоровому образу жизни.

Сформировать у детей установку на здоровый образ жизни невозможно без помощи родителей. Для этого в детском саду запланирована система работы с семьями воспитанников. Организован информационный и методический обмен между воспитателями и родителями, сбор данных о семьях. Чтобы организовать взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам здоровьесбережения мы используем разные формы общения:

  • родительские собрания в нетрадиционной форме;
  • дни здоровья и марафоны «Здоровое поколение»,
  • праздники здоровья;
  • клуб «Здоровячок»;
  • выпуск газет «Добрая дорога детства»;
  • семейные фотовыставки и выставки рисунков «Наша дружная семья», составление генеологического древа семьи;
  • конференция родителей «Презентация семейного опыта по здоровьесбережению детей».

Олимпийские игрыОсобой популярностью у родителей и детей пользуются ежегодные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья», "Малые олимпийские игры". Соревновательный задор, с которым папы и мамы принимают участие в играх, передаётся их сыновьям и дочерям. Атмосфера единения между взрослыми и детьми царит на таких мероприятиях всегда. Здоровье детей - это цель где, безусловно, сходятся интересы семьи и детского сада. Поэтому все перечисленные мероприятия помогают родителям понять значимость физкультурно-оздоровительной деятельности.

В результате сформировавшейся системы физкультурно-оздоровительной работы ДОУ отмечено не только повышение интереса детей, родителей и педагогов к занятиям физической культуры, их эмоциональный настрой, но и хорошие стабильные результаты:

  • в повышении двигательной активности  детей;
  • в освоении основных движений;
  • снижения уровня заболеваемости детей;
  • повышение уровня физической подготовленности детей.

Анализ сложившейся ситуации показывает: проблема оздоровления, сохранения здоровья детей работа не одного дня деятельности и  не одного человека, а целенаправленная работа всего педагогического  коллектива ДОУ на длительный период.

Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье - ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо. Важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня - это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.

Все мы, педагоги, врачи, родители, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми.

        Здоровье - это бесценный дар.

коньки
 

счетчик посещений